Арабский головной убор у мужчин, представленный куфией и арафаткой, является не только элементом традиционного костюма, но и символом культурной идентичности, социальной принадлежности и исторического наследия. Эти аксессуары, обладая уникальными особенностями и значением, служат важным атрибутом в жизни арабских мужчин, отражая их традиции и обычаи. В данной статье мы рассмотрим различия между куфией и арафаткой, их историю, а также значение в современном обществе, что поможет читателям лучше понять культурные аспекты арабского мира и их влияние на повседневную жизнь.
Немного истории
Арабский головной убор имеет глубокие корни в истории Ближнего Востока и Северной Африки. Его происхождение восходит к древним временам, когда племена кочевников использовали ткани для защиты от палящего солнца и песчаных бурь. Первоначально головные уборы были простыми и функциональными, но со временем они стали символом статуса и идентичности.
Куфия, как один из наиболее известных типов арабского головного убора, получила свое название от города Куфа в Ираке, который был важным культурным и религиозным центром в исламском мире. В VII веке, когда ислам начал распространяться, куфия стала популярной среди арабских мужчин, поскольку она обеспечивала защиту от неблагоприятных погодных условий и служила символом принадлежности к определенной культуре и традициям.
С течением времени куфия приобрела различные стили и расцветки, которые отражали региональные особенности и социальный статус носителя. Например, в некоторых странах она может быть белой, в других — черной или красной. Эти различия часто указывают на принадлежность к определенной племенной группе или региону.
Арафатка, в свою очередь, является более современным вариантом куфии, который стал популярным в XX веке. Она была названа в честь Ясира Арафата, лидера Палестинской национальной администрации, который сделал этот головной убор символом палестинского сопротивления. Арафатка стала не только элементом одежды, но и мощным символом политической борьбы и национальной идентичности.
Таким образом, история арабского головного убора — это не просто рассказ о моде, а отражение многослойной культурной и исторической идентичности арабских народов, которая продолжает развиваться и адаптироваться к современным условиям.
Эксперты отмечают, что арабский головной убор, представленный куфией и арафаткой, имеет глубокие культурные и исторические корни. Куфия, традиционно ассоциируемая с палестинцами, служит не только элементом одежды, но и символом идентичности и сопротивления. Арафатка, в свою очередь, стала известной благодаря Ясиру Арафату, который сделал её символом палестинского национального движения. Оба головных убора выполняют практическую функцию, защищая от солнца и песка, что особенно важно в условиях пустынного климата. Эксперты подчеркивают, что эти аксессуары также становятся модными элементами, привлекая внимание дизайнеров и молодежи по всему миру, что свидетельствует о их универсальности и актуальности в современном обществе.
https://www.youtube.com/embed/WzW1YmzbQ2M
Куфия как символ палестинского сопротивления…
В конце османского владычества в Палестине кефия была знаком крестьянина-феллаха или кочевника-бедуина. Военные, официальные лица и состоятельные граждане также были «эфенди», «чистой публикой», они предпочитали носить фески, пришедшие из марокканского города Фес и ставшие символом позднего османского дресс-кода.
Куфи использовали те, кому приходилось много времени проводить в полях и пустырях: крестьяне и бедуины. Именно эти слои в 1930-е годы вступили в жестокий конфликт с еврейскими поселенцами.
Сионисты мечтали построить государство на родине своих предков, хотя многие века здесь жили в основном мусульмане. Всеми правдами и неправдами они покупали землю у местных помещиков. Сионисты изгнали крестьян-феллахов, живших на купленных землях.
По замыслу поселенцев, им нужно было куда-то уехать: арабский мир огромен — от марокканских побережий и песков Сахары до предгорий иранских гор. И, конечно, сионисты хотели возделывать землю самостоятельно из идеологического желания «стать народом крестьян из народа купцов и ремесленников». Они старались не нанимать арабов даже в качестве сезонных рабочих. Феллахи никуда не делись: хотя их дедушка и бабушка переехали сюда из Египта в 19 веке, они уже считали себя местными, а евреев — «понаехавших» — непристойными. Палестинский араб, даже в соседней Сирии, не является, так сказать, большим аутсайдером, чем сирийский курд.
Изгнанные из страны феллахи не эмигрировали, а поселились в трущобах близ городов. Они хотели земли и мести, но британским властям все это не нравилось, но они не уважали интересы всех сторон. В 1936 году он взорвался. Большинство повстанцев были бывшими феллахами, которые носили кефи как по привычке, так и для удобства, пряча лица. Покров стал подозрительным в глазах колониальных властей. Их носители были похищены и заключены в тюрьму или даже расстреляны на месте.
Но англичане старались не трогать публику старого города, маститых эфендисов фески. В 1938 году лидеры палестинских националистов призвали граждан привыкнуть носить хиджаб. В знак солидарности — и чтобы боевикам было легче заблудиться на улицах города.
Таким образом, еще до Арафата кефия стала символом палестинского сопротивления и национализма. Обычно он имел черный узор в форме рыболовной сети.
Характеристика | Куфия | Арафатка |
---|---|---|
Название | Куфия (араб. كُوفِيَّة) | Арафатка (араб. شَماَغ) |
Форма | Квадратный кусок ткани | Квадратный кусок ткани |
Материал | Хлопок, шерсть, синтетика | Хлопок, синтетика |
Размер | Обычно 1-1,5 метра в ширину | Обычно 1-1,5 метра в ширину |
Ношение | Обычно складывается треугольником и надевается на голову, закрепляется агалом | Обычно складывается треугольником и надевается на голову, закрепляется агалом |
Использование | Традиционный головной убор в арабских странах | Традиционный головной убор в арабских странах, часто используется в качестве символа палестинского сопротивления |
Символизм | Символизирует традицию, культуру и идентичность | Символизирует традицию, культуру и идентичность, а также сопротивление |
Разновидности | Разные цвета и узоры, в зависимости от региона и племени | Часто черно-белая, с красным или черным агалом |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о куфии и арафатке:
-
Историческое значение: Куфия, также известная как “гутра” или “shemagh”, имеет глубокие исторические корни и используется в арабских странах на протяжении веков. Она изначально служила защитой от солнца и песчаных бурь, а также символизировала статус и принадлежность к определенной культуре или региону.
-
Разнообразие стилей: Хотя куфия и арафатка часто воспринимаются как одно и то же, существует множество вариантов их носки и дизайна. Цвета и узоры могут варьироваться в зависимости от региона, и каждый стиль может иметь свое значение. Например, черно-белая арафатка ассоциируется с палестинским национальным движением, в то время как красно-белая гутра более распространена в странах Персидского залива.
-
Современное использование: В последние десятилетия куфия и арафатка стали символами не только традиционной арабской культуры, но и моды. Они часто используются в западной моде и поп-культуре, что подчеркивает их универсальность и привлекательность как элемента стиля. Многие дизайнеры включают эти головные уборы в свои коллекции, что делает их популярными среди молодежи по всему миру.
https://www.youtube.com/embed/X1v6FbwB74s
… а также иорданского милитаризма и британских коммандос
Куфия, как элемент арабского головного убора, не только укоренилась в палестинской культуре, но и стала важным символом иорданского милитаризма. В Иордании куфия часто ассоциируется с военной формой и национальной идентичностью. Военные подразделения страны, особенно в период конфликтов и войн, использовали куфию как часть своей униформы, что подчеркивало связь между традицией и современными реалиями. Этот головной убор стал символом мужества и патриотизма, а также служил средством защиты от солнца и пыли в условиях пустынного климата.
Британские коммандос, действовавшие в регионе в середине XX века, также внесли свой вклад в популяризацию куфии. Использование этого головного убора в их операциях стало частью военной тактики, так как он обеспечивал защиту и маскировку. Британские солдаты, взаимодействуя с местным населением, перенимали некоторые элементы арабской культуры, включая куфию, что способствовало её распространению за пределами арабских стран.
Таким образом, куфия стала не только символом палестинского сопротивления, но и важным элементом военной культуры Иордании и других стран, где она использовалась как в традиционном, так и в современном контексте. Этот головной убор олицетворяет сложные исторические связи между различными культурами и военными традициями, что делает его значимым элементом не только в арабском, но и в международном контексте.
Как куфия стала арафаткой
Когда с 1967 года израильтяне взяли под свой контроль Западный берег и сектор Газа, местные жители начали партизанскую войну. Мир конца 1960-х годов, увлекаемый антиимпериализмом, борьбой за гражданские права и волной левых, видел на газетных фотографиях и новостных кадрах, как вооруженные до зубов израильские боевики избивали и затаскивали повстанцев в темницы в своих характерных платках.
Изображение кефии «накладывается» на традиционные вьетконговские шарфы: даже мелкими черными и красными узорами. Прогрессивные, левые и антиимпериалистические активисты пытались заполучить нечто подобное и выставлять напоказ это вопреки агрессору. Война во Вьетнаме вскоре закончилась, но арабо-израильский конфликт даже не подумал об этом. После Второй мировой войны и поражения Израиля в войне за независимость палестинцы и другие арабские народы страстно желали модернизации и европеизации.
Кефия сохранилась в жизни палестинцев, но постепенно стала частью «дедушкиного гардероба».
Даже боевики НФОП (Народный фронт освобождения Палестины) и ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины) тогда часто предпочитали одеваться по западной моде — и устраивать теракты в самых модных расклешенных брюках и рубашках с цветочным рисунком.
При всем освещении в СМИ кефия могла бы стать экзотикой, полузабытой в 1980-х, если бы Ясир Арафат не решил сделать ее своим личным символом. Другие палестинские лидеры предпочитали костюмы и галстуки или военную форму, но Арафат появлялся повсюду в кефии. Вскоре ему пришла в голову идея носить его особым образом, чтобы он напоминал условную карту Палестины (то есть условную карту Израиля).
С 1970-х по 1990-е годы Арафат был одним из самых популярных персонажей мировых СМИ. Одни ненавидели это, другие любили, но они знали все. И его арафатка тоже. Боевики и активисты палестинских организаций все чаще носили кефию не по привычке и чтобы быстро скрыть лицо, а как политическое заявление, символ своих взглядов.
Что ж, после нескольких громких террористических атак в конце 1980-х арафатка стала для Голливуда надежным индикатором арабского террориста, сферического в пустоте. Который хочет всех убить просто потому, что он очень зол, и бежит и кричит с автоматом Калашникова наготове прямо против пуль хороших парней.
Читайте также: Как носить павлопосадские платки: советы Эвелины Хромченко
https://www.youtube.com/embed/09egr7jrU0U
Различие по социальному слою
Различие в использовании куфии и арафатки также прослеживается в зависимости от социального слоя. Эти головные уборы не только служат практическими целями, но и отражают статус их носителей в обществе.
Куфия, традиционно ассоциируемая с бедуинами и крестьянами, часто изготавливается из более простых тканей и имеет менее сложный дизайн. Она символизирует связь с землёй и традиционным образом жизни. Носить куфию могут себе позволить представители различных социальных слоёв, однако её использование чаще наблюдается среди тех, кто придерживается традиционных ценностей и образа жизни.
Арафатка, в свою очередь, стала более универсальным символом, который использует широкий спектр людей, включая политиков, военных и активистов. Она часто ассоциируется с борьбой за права палестинского народа и используется как символ сопротивления. Арафатка может быть выполнена из более дорогих и качественных материалов, что делает её более привлекательной для людей с высоким социальным статусом.
Таким образом, выбор между куфией и арафаткой может говорить о социальном положении человека, его взглядах и принадлежности к определённой группе. В некоторых случаях, ношение арафатки может быть даже актом протеста или выражения солидарности с определёнными движениями.
В современном обществе эти головные уборы продолжают выполнять свою функцию, однако их значение и восприятие меняются в зависимости от контекста и социального слоя, к которому принадлежит их носитель.
Из «платка террориста» в must have спецназовца и наемника
В конце 1990-х казалось, что репутация кефии в глазах Запада — и, следовательно, мировой медиа-культуры — была непоправимо повреждена. Символично, что это было где-то рядом с поясом террориста-смертника, наполненным взрывчаткой. После провала мирного процесса и волны террористических нападений на гражданское население симпатии к палестинцам также начали значительно таять.
Правда, самые взыскательные модные дома уловили некую «ноосферную атмосферу». В январе 2001 года The Guardian писала о «шикарном террористическом маскулинном» как о тенденции предстоящего осенне-зимнего сезона 2001-2002 годов. Они сделали это. Башни Всемирного торгового центра обрушились в сентябре. И тогда неоконы США решили это под предлогом свержения Саддама и превращения Ирака в полигон для эксперимента, направленного на превращение тоталитарного режима в либерально-демократическое общество.
Массы американских войск на долгие годы оказались в Афганистане и Ираке. В обеих странах кефия не была традиционной одеждой, но палестинцы испытывали сильную симпатию: американскую оккупацию многие считали «происками сионистов против мусульман». Женщины Арафата стали одним из способов обозначения «фига в кармане», а также частью имиджа различных антиамериканских боевиков.
В то же время британские войска, прибывшие вместе с американцами, имели традицию использовать куфи в таких театрах — обычно называемых шемагами — со времен Второй мировой войны. Неизвестно, кто именно спецназ США привык носить кефию — от врагов или союзников, но им это очень понравилось.
Конечно, мода спецназа коснулась и «обычных» солдат, морских пехотинцев и ЧВК. Уже в первые годы оккупации Ирака и Афганистана тактический шемаг стал таким же общим элементом внешнего вида американского солдата, как шлем, броня и М4.
Что ж, многие другие тоже переняли это у американцев как законодателей военной моды. В том числе и тех, кто предпочитает вносить Пентагон в раздел «наиболее вероятные противники». Ведь кефия — это уже не .. американцы, а свободолюбивые палестинцы!
Арафатка в армии
Арафатка, как элемент военной униформы, приобрела популярность среди различных армий и специальных подразделений. Этот головной убор стал символом не только арабского сопротивления, но и военной культуры, в частности, в контексте борьбы с терроризмом и в условиях ведения боевых действий в пустынных и горных регионах.
Военные, использующие арафатку, ценят её за практичность и универсальность. Она защищает от солнца, пыли и песка, что особенно важно в условиях ближневосточных конфликтов. Арафатка может быть использована как маска, чтобы защитить лицо от пыли, или как повязка на голову, которая помогает сохранить прохладу в жаркую погоду. Кроме того, её можно легко носить в кармане или на поясе, что делает её удобным аксессуаром для солдат.
В армии арафатка часто ассоциируется с определённой идентичностью и принадлежностью к конкретному подразделению. Например, многие специальные силы и элитные подразделения используют её в качестве элемента своей униформы, что подчеркивает их уникальность и боевую готовность. Это также создает чувство единства среди бойцов, которые носят её как символ своей миссии и целей.
Арафатка стала неотъемлемой частью военной моды, и её популярность продолжает расти. В современных конфликтах, где солдаты сталкиваются с разнообразными климатическими условиями, арафатка демонстрирует свою функциональность и адаптивность. Она стала не только практичным аксессуаром, но и элементом военной культуры, который отражает дух времени и реалии современного боя.
Тренд глобальной моды
Поклонники стиля милитари, особенно страйкболисты и «хищники», не могли пройти мимо более модного направления тактики. Куфий все чаще и чаще появлялся на улицах городов, не имевших никакого отношения к левым симпатиям или поддержке палестинцев.Китайцы, откликнувшиеся на его просьбу, наводнили мировые рынки дешевым шемагом, как черным, так и белым, и защитными цветами. Палестинские производители могут только жаловаться на культурное присвоение, которое уже бесполезно, и настаивать на подлинности своей продукции. В чем они абсолютно правы.
В 2007 году New York Times заявила, что кефия Шемага потеряла политический подтекст и стала элементом мировой моды мегаполисов от Фриско до Токио. А в 2010-х годах стало обычным явлением видеть немецких неонацистов с арафатными женщинами, зигзагообразными против наплыва мусульманских беженцев.
Религия или дань традиции
Арафатка и куфия, несмотря на их глубокие корни в арабской культуре, часто воспринимаются через призму религиозных или политических символов. Однако, важно отметить, что эти головные уборы также представляют собой дань традиции, уходящей вглубь веков. В арабских странах головной убор не всегда был связан с религией; он служил практическим целям, защищая от солнца и песка, а также отражая социальный статус и региональные особенности.
В контексте религии, куфия и арафатка могут восприниматься как символы исламской идентичности, особенно в тех случаях, когда они используются в политических движениях. Однако, для многих людей они остаются просто частью повседневной одежды, не имеющей прямого отношения к религиозным убеждениям. В этом смысле, арафатка и куфия могут рассматриваться как элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение, сохраняя при этом свою функциональность и эстетическую ценность.
С точки зрения традиции, ношение куфии или арафатки может быть связано с определенными ритуалами, праздниками или семейными событиями. Многие арабские мужчины носят эти головные уборы в знак уважения к своим предкам и культуре, в которой они выросли. Это подчеркивает важность сохранения традиций в быстро меняющемся мире, где глобализация и западные влияния могут затмить местные обычаи.
Таким образом, арафатка и куфия представляют собой не только элементы одежды, но и символы, которые объединяют людей, отражая их культурные корни и идентичность. Важно понимать, что их значение может варьироваться в зависимости от контекста, и они могут быть как религиозными, так и традиционными атрибутами, которые продолжают жить в сердцах и умах людей.
Куфия и арафатка в современном искусстве и культуре
Куфия и арафатка, традиционные арабские головные уборы, не только служат практическим целям, но и стали важными символами в современном искусстве и культуре. Эти аксессуары олицетворяют богатое наследие арабских стран и их культурные особенности, а также отражают политические и социальные реалии.
Куфия, обычно выполненная из хлопка или шерсти, традиционно носится мужчинами на Ближнем Востоке. Она представляет собой квадратный платок, который складывается по диагонали и завязывается на голове. Цвета и узоры куфии могут варьироваться, но наиболее известной является черно-белая версия, ассоциируемая с палестинской культурой. В современном искусстве куфия часто используется как символ сопротивления и идентичности, что делает её не только элементом одежды, но и мощным культурным артефактом.
Арафатка, в свою очередь, является разновидностью куфии и также носится на Ближнем Востоке. Она получила своё название в честь Ясира Арафата, палестинского лидера, который сделал её популярной в 20 веке. Арафатка стала символом палестинского национализма и борьбы за независимость. В искусстве и моде арафатка часто используется для создания провокационных образов, подчеркивающих политическую активность и социальные движения.
В последние десятилетия куфия и арафатка начали активно использоваться в западной моде, что привело к их популяризации за пределами арабского мира. Дизайнеры, такие как Джон Гальяно и Кристиан Диор, интегрировали эти элементы в свои коллекции, что вызвало как восхищение, так и критику. С одной стороны, это способствовало интернационализации арабской культуры, с другой — вызвало вопросы о культурной апроприации и уважении к традициям.
В современном искусстве куфия и арафатка становятся объектами исследования и переосмысления. Художники используют их как метафоры для обсуждения вопросов идентичности, принадлежности и политической борьбы. Например, работы таких художников, как Ширин Нешат и Вадим Захаров, исследуют, как эти головные уборы могут быть символами как угнетения, так и силы.
Таким образом, куфия и арафатка представляют собой не просто элементы одежды, а многослойные символы, которые отражают сложные социальные и культурные контексты. Их присутствие в современном искусстве и культуре подчеркивает важность понимания и уважения к культурным традициям, а также их способности адаптироваться и трансформироваться в условиях глобализации.
Вопрос-ответ
Как называется головной убор у мужчин в Саудовской Аравии?
Ку́фия (арафа́тка, араб. كُوفِيَّة), также шема́г (араб. شُمَاغ), джамана́ (курд.
Кто носит арафатку на голове?
Для арабских мужчин платок (куфия, машада, гутра или шемаг) — традиционный и универсальный головной убор для всех времён года. В обиходный русский язык он вошёл под названием «арафатка» по имени палестинского лидера Я. Арафата, всегда носившего чёрно-белую куфию.
Что носят на голове мужчины мусульмане?
Что такое skullcap? Головной платок, который мусульманские мужчины носят на голове во время молитв и который покрывает верхнюю часть волос, называется skullcap. Из-за использования skullcap, который принимается как обрезание в ислам, можно найти различные модели skullcap сегодня.
Что символизирует арафатка?
Арафатка (по-арабски “куфийя”, квадратный платок-шарф), растиражированная благодаря “Организации Освобождения Палестины” как символ антисионистского сопротивления, в mass-mind’е пришла на замену чёрному берету Че Гевары и в конце века XX стала символом Анти-Системы вообще, противления глобализации, дресс-вызовом.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите различные способы завязывания куфии и арафатки. Существует множество стилей, и каждый из них может передать определённый смысл или соответствовать конкретной ситуации. Найдите видеоуроки или руководства, чтобы освоить технику завязывания, которая вам больше всего подходит.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на материалы и качество изготовления головного убора. Куфии и арафатки могут быть сделаны из различных тканей, таких как хлопок или синтетика. Выбирайте те, которые лучше всего подходят для климата, в котором вы находитесь, чтобы обеспечить комфорт в течение всего дня.
СОВЕТ №3
Учитывайте культурные и исторические аспекты ношения куфии и арафатки. Понимание их значения и символики поможет вам уважительно относиться к традициям и культуре, из которых они происходят. Это также поможет избежать недопонимания или неуместных ситуаций.
СОВЕТ №4
Экспериментируйте с цветами и узорами. Куфии и арафатки бывают разных расцветок и дизайнов, что позволяет вам выразить свою индивидуальность. Выбирайте те, которые гармонируют с вашим стилем и образом, но помните о контексте, в котором вы собираетесь их носить.